Следы

04.03.07

Назад
Главная
Вверх
Далее

 

 

(Каталог работ Николай Касаткин "Следы" 2007г.)

 

Сергей ПОПОВ

 

Современное искусство изначально противопоставляло себя описательной, «понятной», как нередко говорится, образности, под которой подразумевается изображение, максимально стремящееся к сходству с тем, что видит глаз. В современном искусстве приоритетными становятся зрительные искажения, диссонансы, своеобразные информационные выверты – те, что столь и раздражали на протяжении прошедшего столетия зрителя, сегодня, впрочем, не то смирившегося, не то просто привыкшего к ним. Они могут присутствовать в различных пластах произведения – в его сюжете, в стилистике, в материале, обеспечивая его резкое отличие от привычной окружающей картины мира и тем самым – его декларируемую современность. Базовая  установка авангарда – уход от образной «понятности» в сочетании с реалистической манерой передачи – и сегодня априорна для высоких сфер «contemporary art».

Искусство Николая Касаткина 2000-х годов на этом фоне выглядит уникальным.  Эти станковые пейзажи неба и земли, лаконичные по композиции и цветовой гамме, выполненные на основе натурных этюдов и фотографий. Их живописная поверхность нейтральна. Очевидный, прямолинейный «месседж» в них не заложен. Автор не заигрывает со зрителем ни содержанием, ни приемом. Ничто, кажется, не напоминает о пройденном этим художником в предыдущие годы периоде постмодернистской переклички с историей искусств, об использованном огромном арсенале средств, техник и разнообразии визуальных аттракционов. Словом, ничто, следуя внешним критериям, не позволяет причислить картины Касаткина к ряду современного искусства в расхожем о нем представлении. Парадокс именно в том, что они являются одним из блистательных его сегодняшних образцов. Парадокс, который свидетельствует сколь об относительности определений «современного», столь и об убеждающей силе индивидуального мастерства, опыта, неподчинения общим местам. Парадокс, тем более ощутимый, что образы искусства Касаткина в таких общих местах и имеют свою первопричину, свою почву. Да, они вырастают из банальности («Банальным», к слову, называется один из его концептуальных пейзажей), из видимого повсеместно, из серой и сырой, непроработанной очевидности. Это важно не более чем как исходные данные, как матрица, как то знакомое, что считывает глаз с первого взгляда. Куда важнее, во что вырастает это искусство.

Оно обладает поразительной ясностью языка. В его кажущейся простоте нашли благодатное разрешение многие противонаправленные вектора, у большинства современников способные существовать лишь порознь, не находя примирения. Почти все работы Николая Касаткина, так же, как и круга его единомышленников внутри «новой московской школы» – Эрика Булатова, Олега Васильева, Сергея Шаблавина, Франциско Инфантэ, – построены по принципу диалога, взаимодействия контрастных форм или полей. Так, в серии «Мамины коврики» десятилетней давности полыхающие цветом абстрактные лоскуты ковриков помещены в нейтральный пейзажный фон, в продолжающемся же цикле «Следы» точкой отсчета пространства оказываются предметы, «негативные», насильственные по отношению к естественному природному «обрамлению». Умудренный взгляд художника снимает этот конфликт, не отстраняясь от него, но принимая и оправдывая недвойственность мироздания. Можно назвать подобную модель «актуальным пейзажем».

Искусству Касаткина свойственна глубинная гармония: она затрагивает не только образную конструкцию или цветовой строй, но позволяет обнаружить, что видимые оболочки наступившего века скроены по лекалам века золотого, к какому бы столетью и стилю в действительности он ни отсылал. Это передано в частности и в разбросанных по некоторым полотнам подразумеваемых цитатах – ненавязчивым реминисценциям античности и романтизма, Ренессанса и классицизма. Вопрос, волновавший художников сотни лет назад – о пропорции человеческого, рукотворного и божественного, одухотворенного начал в природе – получает неожиданное разрешение в картинах последних лет. Каждый малый участок земных и небесных просторов наполнен мерцанием этих смыслов, и если сторонний наблюдатель, как правило, способен лишь изредка угадывать их присутствие и считывать значение, то художник дара Николая Касаткина в своих картинах концентрирует их как алхимик эссенцию, добиваясь в результате эффекта вспышки, мгновенного озарения зрителя. Ярче всего, хотя и несколько иллюстративно, это проявлено в холсте с изображением солнечного затмения.

Очевидное достоинство живописи Николая Касаткина – то, что это открытая визуальная система, погруженная в скрытый контекст. Она не понуждает зрителя к какой-либо одной, исключительной интерпретации, но имеет множество «входов» и «выходов», уровней восприятия, возможностей считывания смыслов. Пространство картин как бы приглашает, заманивает смотрящего, воздействует вовлекая. Их звучание совпадает с тембром классической, от истоков до «бронзового» века, русской поэзии, непредставимой без пейзажного раздолья. Они полны метафор, и центральная из них, так же, как и у крупнейших художников «другого искусства» – свобода, понятая здесь не в социальном, но в бытийственном, даже метафизическом аспекте.

Живопись в случае Касаткина – ни в коем случае не востребованная, механически воспроизводимая медиа, но и не только система формальных, материальных и структурных отношений. На фоне всеобщей стагнации формата «Холст, масло» живописание мастера становится оправданной необходимостью. Оправданной – еще и потому, что оправдывает миссию этого вида искусства в наступившем веке, продолжает его эволюцию с учетом качества «прежних времен». Унаследованный опыт московской живописной школы, прежде всего Роберта Фалька, ее столпа, связывающего своим творчеством две половины столетия, узнаваемый почерк в 60-е – 70-е, последующая практика концептуализации стиля – это не просто путь живописца par excellence, но и возведение ценностного пьедестала (одна из ключевых серий Касаткина как раз носила название «Вечные ценности») всему тому «понятному», вне-авангардному типу искусства, о котором шла речь в начале текста. Усвоенные авангардные стратегии помогли художнику выглянуть за их же собственные пределы, чтобы убедиться, сколь прекрасен может быть этот «старый зеленый мир мяса и кости» (К. Малевич), от которого столь яростно открещивалось все искусство ХХ века.

Метафора, красной нитью проходящая через творчество Касаткина последних лет – «следы». Она визуализирована в следах человеческого присутствия в природном окружении, и годы ее появления – те, когда принято было констатировать, что на земле практически не осталось мест, где не «наследил» бы человек. Следы – шире – тот «раздражитель», что останавливает наш взгляд в мире – так закатный эффект или тающие цепочки облаков в небе цепляют глаз художника, подвигая его к размышлению на полотне. Николай Касаткин делает следы универсальной метафорой самой живописи – а что еще есть картины, как не навеки остающиеся следы их создателя?

 

 

 

Главная | Каса-тик-тка-ткин | Следы | Следы. Небо | Коллаж "Про коллаж" (к феноменологии коллажа) | Касаткин | Дом Картина | В Пути | Пейзаж нового века | Николай Касаткин | Из тени в свет перелетая | В зазеркалье пространства отражается время | Восторг и рефлексирование | Пейзаж-коллаж | Пространства картины | Пространства картины | Сон на закате или большой трактат об огне | Юбилейное | Превращение пейзажа | Превращение пейзажа | Превращение пейзажа | Возникновение картины | Ловкость рук и третье измерение | Мамины коврики | Радуга в сердце | Переступив порог картины | О Николае Касаткине | Выставка «На Каширке» | Огонь вещей | Палитра радужная, но не радостная | Черты зрелости и мастерства

Дата последнего изменения этого узла 04.03.2007

 

Hosted by uCoz