Пространства картины

04.03.07

Назад
Главная
Вверх
Далее

 

Николай Касаткин в галерее "А-3" (газета «ДИ» №1 / 2001; буклет Николая Касаткина к выставке «Пространства Картины» март 2001)

 

Сергей ПОПОВ

Рубеж двух тысячелетий сделал очевидной необходимость художественного осмысления чувства русского пространства, возможно, самого беспредельного, самого таинственного русского чувства. Результат и синтез явил своим творчеством художник Николай Касаткин. Его путь в искусстве - проникновение в мотив сполна, всей душой, всеми возможностями мастерства, проникновение настолько глубинное, что способно продолжаться годами, вовлекая в это своеобразное исследование "изначал" пространства не только самого художника, но и отзывчивого зрителя. "Последняя картина XX века" "Сон" поистине выдерживает масштаб эпохи Возрождения. Два горизонта, множественность точек зрения, волшебство золота и голубца, словно "позаимствованные" у Ван Эйка, эпичность темы... Но сама тема – пожара в поле и одновременно во сне спящей у кромки этого поля женщены - рождена в недрах тревожного XX века. И там, где был тупик сюрреалистов, визионеров, экспрессионистов и т.д., Касаткин только набирает "полную грудь воздуха" словно для того, чтобы раздуть, наконец (средствами живописи же), "мировой пожар" искусства, начать все заново, как с первопричины, - с пронизающего материю видения женщины, заснувшей в русских полях...

В "Лужах" сам пейзаж сведен к той значимой абстрактности, поэзии молчания, что предельно обостряет и "Оттепель" Васильева, и "Владимирку" Левитана. Зритель почти забывает о мотиве - и снова "проваливается" в него - сквозь Зазеркалье лужи, этого сгустка опрокинутого мира. Касаткин посреди привычного, казалось бы, вида исподволь приоткрывает нам "новую землю", на долю мгновения лишь отражением мелькнувшую в луже, где счастливо сошлись, как в одной точке, свет, пространства, стихии, времена. Хотя огненный "Сон" и "Лужи" - взаимообратны, "противостихийны", их во многом роднит величие картины границ этого зыбкого мира иллюзии. Таков единственный путь оплотнить духовный опыт, с передачей которого у истинного художника неразделен опыт визуальный.

 

Главная | Каса-тик-тка-ткин | Следы | Следы. Небо | Коллаж "Про коллаж" (к феноменологии коллажа) | Касаткин | Дом Картина | В Пути | Пейзаж нового века | Николай Касаткин | Из тени в свет перелетая | В зазеркалье пространства отражается время | Восторг и рефлексирование | Пейзаж-коллаж | Пространства картины | Пространства картины | Сон на закате или большой трактат об огне | Юбилейное | Превращение пейзажа | Превращение пейзажа | Превращение пейзажа | Возникновение картины | Ловкость рук и третье измерение | Мамины коврики | Радуга в сердце | Переступив порог картины | О Николае Касаткине | Выставка «На Каширке» | Огонь вещей | Палитра радужная, но не радостная | Черты зрелости и мастерства

Дата последнего изменения этого узла 28.01.2006

 

Hosted by uCoz