Восторг и рефлексирование

04.03.07

Назад
Главная
Вверх
Далее

 

Выставка Николая Касаткина в галерее "На Солянке" (газета «Дигазета» №5 / 2002)

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

Кажущаяся традиционность живописи Николая Касаткина обманчива, хотя в его картинах прослеживается связь с традицией русского пейзажа. Но Касаткин находит новую формулу пейзажа. Он не фиксирует конкретный момент, состояние природы, а передает нечто гораздо большее: движение во времени, смену времен года и огромность пространства. Не случайно лейтмотивом, опознавательным знаком многих его картин являются лужи (цикл полотен так и называется «Лужи») излюбленная тема художника, которую он разрабатывает очень оригинально, превращая лужи в маленькие или большие зеркала, которые вроде и отражают реальность, но в то же время они завораживают своей странной бездонностью, как окошки в другие миры. Хорошо срежиссированная юбилейная выставка Касаткина «В пути» в галерее «На Солянке» дает яркое представление о направленности поисков художника по нахождению новых, невозможных связей искусства и природы, создании некоего концептуального реализма, порой окрашенного в мистические тона. Запечатленная им огромность мира, казалось бы, не поддается осмыслению, как напоминание человеку, что отторгнув себя от природы, он потерял собственную идентичность, стал ущербным и уязвимым. Неудивительно, что лучшие свои работы Касаткин создал в Смоленской области, где особенно остро ощущается эта широта и беспредельность русской природы. Живопись Касаткина обладает одним очень редким качеством: у зрителя не только возникает головокружение перед его картинами, но и странное ощущение, будто он «проваливается» в это иллюзорное картинное пространство и оказывается «по ту сторону», в «Зазеркалье», где действуют иные законы. Более того, перед его полотнами у зрителя появляется чувство, словно время «спрессовывается» и в один миг в одной картине он может узреть, озаренный, эволюцию живописи, начиная с эпохи Возрождения. Некоторые работы художника философичны, проникнуты раздумьем о человеческой судьбе (необычная серия «Мамины коврики»). Выставка показала Касаткина как художника эпического склада, в холстах которого прошлое уплотняется и предстает, как овеществленный след культурного сотворчества многих поколений.

 

Главная | Каса-тик-тка-ткин | Следы | Следы. Небо | Коллаж "Про коллаж" (к феноменологии коллажа) | Касаткин | Дом Картина | В Пути | Пейзаж нового века | Николай Касаткин | Из тени в свет перелетая | В зазеркалье пространства отражается время | Восторг и рефлексирование | Пейзаж-коллаж | Пространства картины | Пространства картины | Сон на закате или большой трактат об огне | Юбилейное | Превращение пейзажа | Превращение пейзажа | Превращение пейзажа | Возникновение картины | Ловкость рук и третье измерение | Мамины коврики | Радуга в сердце | Переступив порог картины | О Николае Касаткине | Выставка «На Каширке» | Огонь вещей | Палитра радужная, но не радостная | Черты зрелости и мастерства

Дата последнего изменения этого узла 28.01.2006

 

Hosted by uCoz