Превращение пейзажа

04.03.07

Назад
Главная
Вверх
Далее

 

 

Николай Касаткин в галерее "А-3"

 

Сергей ПОПОВ

Уже в самом названии выставки заложено некоторое противоречие с теми сугубо "реалистичными", казалось бы, идеями экспозиций, которые Николай Касаткин демонстрировал на протяжении последних двух лет (проблемы иллюзорного и действительного в "Маминых ковриках", пространства как такового - в "Картине в картине", времени - в "Возникновении картины"). Акценты неожиданно меняются, возникает реальность нового порядка: пейзаж становится способен к изменению, превращению, метаморфозе. При этом художник остается глубоко, исповедально верен своей прежней творческой минере. .Каждый раз, изображая фрагмент, частицу русской земли - предельно достоверно - он словно выпытывает ее тайну, ее "потенциал преображения", словно вопрошает к ее бесконечности.

Основное средство для передачи такого видения русской природы, красная нить, осевое начало данной выставки - Свет. Он понимается здесь то как пространственный фактор, то как временной, оживляя вместе с мыслью художника прошлое ("Воспоминание") или переводя настоящее -натурный образ - во вневременное, идеальное состояние. И что иное в действительности, как не свет - буквальный, безусловный знак Преображения - способно осуществить превращение пейзажа. Николай Касаткин в последнем цикле работ активно использует э ту магическую, чарующую силу света, подчиняя само необратимое время этой силе. Благодаря этому день порождает сумерки или ночь, словно картину в кар тине, подобным же образом "высвечиваются" до боли знакомые мотивы из Шишкина или Васильева, неприметные поначалу среди привычной "касаткинской" темы природы. Эта проникновенная жажда света способна даже "вызвать" лебедей прочь из рыловского "В голубом просторе", из обычного пейзажа в абсолютно белое волшебное световое Зареалье...

Тема света на этой выставке - спонтанна, "незапланирована". Но она тем не менее исподволь возникает с такой очевидностью, с такой зовущей, жизнеутверждающей энергией вослед образам пространства и времени в русском пейзаже Николая Касаткина, что нельзя не поразиться силе предчувствия преображения, разлитой в природе. Не каждому художнику, далеко не каждому удается почувствовать и передать это в своих работах: простота и скромность самой здешней природы очевидно требуют созвучия и в душе творца. Поэтому так прост и убедителен "русский Фавор" Касаткина - гри деревца да кус пек при дороге...

 

Главная | Каса-тик-тка-ткин | Следы | Следы. Небо | Коллаж "Про коллаж" (к феноменологии коллажа) | Касаткин | Дом Картина | В Пути | Пейзаж нового века | Николай Касаткин | Из тени в свет перелетая | В зазеркалье пространства отражается время | Восторг и рефлексирование | Пейзаж-коллаж | Пространства картины | Пространства картины | Сон на закате или большой трактат об огне | Юбилейное | Превращение пейзажа | Превращение пейзажа | Превращение пейзажа | Возникновение картины | Ловкость рук и третье измерение | Мамины коврики | Радуга в сердце | Переступив порог картины | О Николае Касаткине | Выставка «На Каширке» | Огонь вещей | Палитра радужная, но не радостная | Черты зрелости и мастерства

Дата последнего изменения этого узла 28.01.2006

 

Hosted by uCoz