Выставка художника Николая Касаткина в Чите
(газета «Забайкальский рабочий» №154 / 1966)
В. ПАЛЕЙ
В Чите, в выставочном павильоне городского сада, открылась выставка художника Николая Касаткина. Н. Касаткин - москвич, но связан с Читой своим творчеством. Он провел здесь уже два семинара самодеятельных художников, полюбил Забайкалье, написал несколько байкальских пейзажей.
Выставка по времени совпадает с третьим семинаром, который проводит областной Дом народного творчества и заочный народный университет искусств и является, следовательно, своеобразным творческим отчетом художника.
Любителям живописи, которые получили возможность увидеть работы Н. Касаткина, небезынтересно будет познакомиться с творческой биографией живописца.
Биография Николая Касаткина небогата внешними событиями. Он родился в 1932 году на Смоленщине. В детстве вместе с родителями переезжает в Москву. Стремление рисовать проявляется у него рано, он поступает в среднюю художественную школу при Суриковском институте. заканчивает ее с золотой медалью и продолжает художественное образование в Суриковском институте в мастерской профессора Е. А. Кибрика, а гравюрой занимается под руководством профессора М. В. Маторина. В 1959 году Касаткин оканчивает институт и начинает работать самостоятельно. Он занимается гравюрой, преподает в заочном народном университете искусств», который несет художественные знания людям, живущим в самых отдаленных уголках страны.
Но центр его творческих интересов — живопись. Поэтому в этой небольшой статье мы уделим ей основное внимание. В школьные и институтские годы Касаткин обращается почти исключительно к пейзажу. В пейзаж Касаткина тех лет заметно влияние мастеров прошлого (в разное время это Левитан, французские импрессионисты). Но уже в этих работах нельзя не выделить несомненного дарования автора, его стремления к максимально точному выражению своих эстетических концепций, пусть пока еще в рамках традиционных средств. В пейзажах тех лет сразу бросается в глаза мягкая лиричность художника — свойство, которое он сохраняет во всех своих последующих работах. Его привлекает неяркая, но бесконечно богатая оттенками красота природы средней полосы России. Иного времени он проводит на родной Смоленщине. пишет Тургеневские места.
В 1960—61 годах Касаткин» детально и глубоко знакомится с творчеством Р. Фалька. Это знакомство производит сильное впечатление на молодого живописца. Центр тяжести его интересов смещается в сторону натюрморта и портрета. Влияние Фалька не подавляет творческой индивидуальности художника, а, наоборот, помогает ей проявиться вес более отчетливо. Живописный голос Касаткина крепнет, все шире его диапазон, благороднее тембр. В работах 1962-1964 годов бросается в глаза чрезвычайно серьезное, порою прямо-таки страстное отношение к цвету. С помощью цвета решается важнейшая эстетическая задача — высветить предмет, вскрыть его внутреннюю красоту, выявить его неприметные на первый взгляд достоинства. Вот его удивительные плюшевые медведи: «Большой мишка» и «Белый мишка», глядящие на мир удивленными и задумчивыми глазами. К несомненным удачам художника относится тонкий лиричный «Портрет медсестры», проникнутый глубоким пониманием благородства и гуманизма этой нелегкой профессии. В работах этого периода господствует техника тончайших цветовых переходов, мягкого свечения и неуловимых нюансов. На этом пути Касаткин счастливо избегает многочисленных подводных рифов ложной красивости. Тонкий вкус, обостренное чувство цвета, лирическое отношение к изображаемому предмету — вот, пожалуй, основные черты творчества Касаткина тех лет.
Но высокая требовательность к себе и своей работе, постоянные поиски новых, все более сильных выразительных средств не позволяют Касаткину застыть на уровне этих, пусть даже серьезных достижений. Начало нового этапа в творчестве художника заложено в картине «Телефоны» (1962 г.), где сделана первая попытка выразить изменением цвета отношение между двумя предметами. В последних работах эта идея уже встает в полный рост. Особенности этого нового подхода особенно выпуклы, когда сравниваешь однотомные работы разных лет. Это автопортреты 1962 и 1966 годов и два натюрморта с багульником. На смену мягкому, чуть матовому колориту приходит упругая динамика чистых цветов, предмет уже не переходит в фон мягко, краски бурно взаимодействуют, и лишь на некотором удалении от предмета фон успокаивается, пытается обрести собственный цвет, но это мнимое спокойствие снова возмущается по мере приближения к другому предмету. Цвет стал активнее: багульник залит ослепительным блеском, фигура на автопортрете соткана из контрастов, бурное движение схвачено в момент динамического равновесия.
В той же манере решены байкальские пейзажи 1965 года. Напряженный цвет, контрастные пятна убедительно передают неповторимую красоту жемчужины Сибири и одновременно суровую, полную опасностей сущность этой красоты.
Касаткина, очевидно, по инерции относят к молодым. И если этот термин в полной мере относится к самому художнику, то в его творчестве явно проступают черты зрелости и мастерства. Раз уж непременно нужно отнести его к определенной категории, то, как мне кажется, звание молодого мастера будет наиболее точным.
Главная | Каса-тик-тка-ткин | Следы | Следы. Небо | Коллаж "Про коллаж" (к феноменологии коллажа) | Касаткин | Дом Картина | В Пути | Пейзаж нового века | Николай Касаткин | Из тени в свет перелетая | В зазеркалье пространства отражается время | Восторг и рефлексирование | Пейзаж-коллаж | Пространства картины | Пространства картины | Сон на закате или большой трактат об огне | Юбилейное | Превращение пейзажа | Превращение пейзажа | Превращение пейзажа | Возникновение картины | Ловкость рук и третье измерение | Мамины коврики | Радуга в сердце | Переступив порог картины | О Николае Касаткине | Выставка «На Каширке» | Огонь вещей | Палитра радужная, но не радостная | Черты зрелости и мастерства
Дата последнего изменения этого узла 28.01.2006