Следы. Небо

08.10.07

Назад
Главная
Вверх
Далее

 

 

(Каталог работ Николай Касаткин "Следы" 2007г.)

 

Николай КАСАТКИН

 

Серию работ, представленную на двух последних выставках, я условно называю «Следы». В основном это деревенские пейзажи, в которых былая деятельность человека оставила следы в виде развалин построек, старых столбов, деталей сельскохозяйственных машин и т.п. Эти артефакты встречаются на землях средней полосы России весьма часто. Обычно наблюдатель подсознательно «вычитает» инородные объекты из видимой картины, отбрасывает эти детали, мешающие красоте и целостности пейзажа. В таком же положении оказывается и художник, у которого есть некоторое представление о том, каким должен быть его пейзажный мотив, есть определенное ожидание, что именно он хочет увидеть.

Нельзя сказать, что эти инородные объекты в природе раньше совсем не привлекали, не интересовали меня. Напротив, интерес был, и иногда он реализовывался в рисунках или этюдах, целый «сад объектов» я собрал возле своего деревенского дома… Но этот интерес был как бы побочным до поры до времени, пока вдруг не стал ощущаться как наиболее важный, актуальный.

Мотивы с такими «объектами» в природе становятся для меня острыми и волнующими событиями. Благодаря своей отстраненности, приобретают значительность самые заурядные, нелепые, даже уродливые следы человеческой деятельности. В них, так же как в природных объектах, есть своя красота, пластика, богатство фактуры, цвета.

Меняется и пейзаж. «Объекты» подчеркивают стороны самой природы каким-то иным способом, через контраст, метафоричность, ритмические связи. А взаимодействие этих двух составляющих дает новое ощущение именно со-бытия того и другого, за которым стоит множество смыслов и переживаний.

Когда пытаешься анализировать свою работу, всегда оказывается, что актуальное для сегодняшнего дня имеет прочные корни в прошлом. Интерес к совмещению разнородных объектов в одной картине, к их взаимодействию, диалогу очень давний. Достаточно вспомнить серию «Окна мастерской» или «На групповой выставке». Такое совмещение всегда чрезвычайно волновало меня не только в натуре, но и в искусстве. Прежде всего в музыке. Например, у Шостаковича и Шнитке.

С другой стороны в памяти откладывались и впечатления, связанные именно с взаимодействием природного и техногенного пейзажа. В молодости жил на Хорошевке. Там волновало то, как в природу окраины Москвы вклинивалось антенное поле с его фантастическими формами. Помню сложное ощущение при строительстве эстакады в городе, когда пространство распадается на свободное небо над эстакадой и уходящее в глубокий тоннель под ней. А бетонное кольцо для колодца, использованное в одной из последних картин, я «встретил» 25 лет назад, когда только приехал в деревню Воронцово, пейзажи которой пишу все эти годы.

Это бетонное кольцо в «Взгляде. Пейзаж с трубой» работает как рама картины, выделенной таким образом из окружающей ее натуры. Подобное пространственное решение есть во многих моих работах. Например, в цикле «Картина в картине». Меня всегда интересовал момент творческого акта осознания увиденного, когда мысленно преобразуется натура, выделяется в ней композиционно организованный этим актом фрагмент. Отсюда выбор тех объектов, которые жестко задают пространственную конструкцию, диктуют определенное восприятие пространства. Это могут быть «рамы», «входы» в пространство картины, «препятствия», которые для этого нужно преодолеть зрителю.

Другой тип привлекающих меня артефактов – это объекты, как бы выросшие среди природной среды, одновременно инородные и органично ей принадлежащие. Для меня в них множество оттенков взаимоотношений с природной средой. Они могут подчиняться, «подделываться», становиться почти одушевленными, могут противостоять, вступать в драматические и лирические взаимоотношения со средой. В пространстве картины они организовывают зоны своего влияния, отделяя их от зон «чистого», идеального пейзажа.

Есть ли во всех этих мотивах что-то от традиции романтических руин, от идеи противопоставления вечной природы и следов бренной человеческой жизни? Да, вероятно, есть. С известной долей иронии : вместо благородных архитектурных руин развалины совхозного коровника и остов парника бредовой конструкции или остатки столбов, с которых срезали провода…Для меня важно, что это свидетельства жизни, той, к которой я ощущаю себя причастным, это следы ушедших людей, следы времени, в котором я жил.

Я родился недалеко от этих мест, сохранил некоторые впечатления детства; живя в городе, в деревню ездил писать. Уже 25 лет живу и работаю в этих местах каждое лето. На моих глазах менялся ландшафт, вырастали деревья, совершались человеческие судьбы, разрушались постройки… Все это знаки исторической протяженности моей собственной жизни.

 

Главная | Каса-тик-тка-ткин | Следы | Следы. Небо | Коллаж "Про коллаж" (к феноменологии коллажа) | Касаткин | Дом Картина | В Пути | Пейзаж нового века | Николай Касаткин | Из тени в свет перелетая | В зазеркалье пространства отражается время | Восторг и рефлексирование | Пейзаж-коллаж | Пространства картины | Пространства картины | Сон на закате или большой трактат об огне | Юбилейное | Превращение пейзажа | Превращение пейзажа | Превращение пейзажа | Возникновение картины | Ловкость рук и третье измерение | Мамины коврики | Радуга в сердце | Переступив порог картины | О Николае Касаткине | Выставка «На Каширке» | Огонь вещей | Палитра радужная, но не радостная | Черты зрелости и мастерства

Дата последнего изменения этого узла 08.10.2007

 

Hosted by uCoz