Николай Касаткин в галерее "Дом"
Сергей ПОПОВ
В творчестве Николая Касаткина наступил период, когда наряду с созданием новых работ происходит и процесс осмысления в выставочном пространстве произведений, появившихся прежде. Как единая серия, Неделимый строй акций - следуют одна за другой выставки. "Мамины коврики", "Картина в картине", и нынешняя - "Возникновение картины". Они не повторяют, но как бы углубляют проблемы, ранее уже поставленные художником, умножают количество точек зрения на них. В последнем проекте присутствуют темы предыдущих выставок, но здесь они возведены на новый уровень восприятия, переходя от пространственных проблем - к проблеме времени, образу человека, Творца. Пространство здесь понимается как средство сообщения со зрителем, средство для разворачивания пространных, трехмерных идей на двумерной плоскости картины. Время же есть то, о чем говорит творец, как о подлинно своем, пережитом. Ибо что есть картина, как ни сгусток времени, за которое она создана; что предстает в ней еще, кроме мира, отпечатанного временем в сознании художника?
Тайна пространства и тайна времени сплетаются в единый художественный мир в экспозиции Николая Касаткина. Здесь есть возможность сопоставить работы, рожденные как "вещь в себе", отделенные от зрителя, и созданные как "мостик" зрителю в пространство картины. Искусство Касаткина - всегда открытая дверь, в этой экспозиции присутствующая зримо как метафора всего творчества художника. Это один из редких случаев, когда в искусство можно войти и дышать им полной грудью, не ощущая сквозняков и выхлопов - и образно, и буквально. Словно зачарованный волнующим своей таинственной простотой пейзажем. Касаткин "окружает" при помощи картин один и тот же мотив в своих работах, изображает его со многих точек зрения, говоря нам об изначально нерасчлененном пространстве, о бесконечности пространства, не перестающей о себе напоминать на русской земле, и о примирении в этом пространстве несовместимого, противоположного - по Достоевскому, двух важнейших качеств России. Так и в творчестве Николая Касаткина есть удивительная радость от сочетания противоположных на первый взгляд, полюсов искусства, от реди-мейдов до ''натурных" картин, и выяснения единства их природы. Часто ранее созданные и написанные заново работы обретают вторую жизнь в ином контексте, где нет ничего незначительного, случайного, где все освящено смыслом. Чем больше изображено внешнего у Касаткина, чем точнее оно воспроизведено, тем более неожиданный рождается эффект - разговора о внутреннем, духовном. Центр выставки - в картине "Автопортреты в мастерской" - абсолютно белый свет за спиной изобразившего самого себя автора. Предельная внешняя насыщенность холста литературностью, сюжетом, возможным для пересказа, по сути оборачивается Молчанием, превышающем возможности слова, не высказываемой Тайной творчества, тайной "Рождения картины".
Главная | Каса-тик-тка-ткин | Следы | Следы. Небо | Коллаж "Про коллаж" (к феноменологии коллажа) | Касаткин | Дом Картина | В Пути | Пейзаж нового века | Николай Касаткин | Из тени в свет перелетая | В зазеркалье пространства отражается время | Восторг и рефлексирование | Пейзаж-коллаж | Пространства картины | Пространства картины | Сон на закате или большой трактат об огне | Юбилейное | Превращение пейзажа | Превращение пейзажа | Превращение пейзажа | Возникновение картины | Ловкость рук и третье измерение | Мамины коврики | Радуга в сердце | Переступив порог картины | О Николае Касаткине | Выставка «На Каширке» | Огонь вещей | Палитра радужная, но не радостная | Черты зрелости и мастерства
Дата последнего изменения этого узла 28.01.2006