Реабилитируем реализм и живопись с натуры. Утраченные
традиции русской культуры представляет художник классической
школы
Николай Касаткин,
с блеском владеющий всей палитрой технических приемов.
Ваш любимый жанр —
пейзаж. Почему?
Я помню,
когда впервые так остро
ощутил эту любовь — в те
два свободных месяца между
окончанием
художественной школы и
началом занятий в
институте. Я уже был принят
в Суриковский и уехал на родину,
в Смоленскую область,
на Утру, где был
предоставлен самому себе. Видимо, совпало
все: то, что я впервые был
один на один с
природой, опьяняющее
ощущение молодости и
силы, то, что вся
жизнь была впереди, и еще
чувство родины, родственности
мне всех этих рощиц, речек, полей и лугов.
Потом были периоды, когда
я больше работал в
жанре натюрморта,
портрета. Но пришло время, когда опять
сильно потянуло на родину.
И вот уже четверть
века я живу летом в
своем доме в деревне Воронцово. Пишу
вроде бы одни и те же места,
но каждый раз нахожу в
них новое содержание. В деревне
я открыл для себя старинные,
глубинные песни,
настоящий, чистый
фольклор с его особой
интонацией. И песни эти
«завязались» с пейзажем.
В пейзаже, особенно осеннем,
чувствуешь себя частью
природы. Мое возвращение
к пейзажу — это возвращение
к своей первой любви, к себе самому.
Вы любите очень большие
холсты. С чем это
связано?
Для меня очень важно, что в
пейзаже средней
полосы России
сочетается ширина, протяженность, эпичность, как в
русской песне, и трогательная
камерность, детальность.
И картину я конструирую
так, чтобы передний
план как бы затягивал
зрителя внутрь, направляя в глубину
ее пространства. Поэтому
детали переднего плана могут быть «натуральными» до «обманки».
Так, чтобы хотелось
потрогать их руками.
Например, ствол дерева с шероховатой
корой, написанный почти в
натуральную
величину...
Каковы Ваши
колористические пристрастия как пейзажиста?
Меня привлекают разные
состояния пейзажа, а
следовательно, и разные
колористические состояния.
Несомненно, на мое
восприятие цвета
оказали влияние Коро,
Фальк, конечно, импрессионисты,
которых я увидел в
Музее изобразительных
искусств имени А.С. Пушкина. Было время, когда там
экспонировались подарки Сталину. Но потом
подарки исчезли, и появились
барбизонцы, Коро и, наконец,
импрессионисты. Дошло и до
Сезанна и Ван Гога. На нас,
молодых художников, они
сильно повлияли.
Есть ли кумиры в
искусстве? Друзья в
искусстве?
Художником настроения в
пейзаже для меня навсегда остается Левитан. Постоянная
любовь — Рембрандт, Вермеер,
Шагал. И, как я уже говорил, Фальк. В его мастерскую
я попал только после
смерти художника. Меня туда
привели друзья: Эрик Булатов,
Олег Васильев, Миша Меженинов, Илья Кабаков.
(Они остаются моими друзьями
и сегодня.) Мы натягивали
холсты Фалька на подрамники.
Это было начало
шестидесятых годов. Картины
были как откровение. Однако важны были не только
картины, но и сама позиция
мастера: преданность
творчеству вне
конъюнктуры.
Где для Вас сегодня
наиболее правильное место для творчества?
Идеальное место для меня —
мастерская в Измайлово и
мой дом на Смоленщине,
в деревне Воронцово.
Есть ли идеальный зал,
где хотелось бы
показать свои работы?
Думаю, если
речь идет о России, каждый
художник стремится
выставиться в
Третьяковской галерее
или в Русском музее.
Каково, по-вашему,
будущее российского
искусства?
Кто же это знает? Но я бы не
спешил «хоронить»
классическую живопись, картину. Работа
с пространством останется.
Новые задачи и передовые
технологии, новые возможности — это само по
себе хорошо, но важно, на
мой взгляд, чтобы они
отвечали вечному
ощущению ценности жизни и ее красоты, потребностям души.
|