(каталог Николая Касаткина «В пути» май 2002)
Сергей ПОПОВ
"Видеть" для художника означает нечто совсем иное, чем для равнодушного ко всему ока. За процессом смотрения предчувствуется результат - картина как объект нового пространства "внутри", переосмысляющего пространство вокруг, которое полно потенций, но аморфно до тех пор, пока в нем не будет выявлено "точка зрения", "точка отсчета". В действительности современных художников, работающих с этим принципом - очень и очень немного. В первую очередь среди них - Николай Касаткин
Художник классической школы, еще в конце 50-х освоивший едва ли не всю палитру техник и направлений. Тогда - график по роду деятельности, но живописец по призванию, словно передающий "огонь вещей", сокрытый оболочкой предметности. На протяжении многих лет для его творчества принципиально сочетание противоположностей, выяснение единства природы полюсов искусства, от реди-мейдов до пленэрных студий. Пережиты и Венецианов, и Левитан, и Малевич, и Фальк, и китч, и концептуализм. Инструментарий Касаткина поистине универсален, но в итоге художником оставлено только необходимое. Натурная подача изображения вовсе не претит его авангардному истолкованию.
Образно говоря, Касаткин возвращает век девятнадцатый веку двадцать первому. Для современного русского искусства это несет двойную функцию: искупительную и гармоническую. Это и реабилитация русского реализма, затертого, казалось, до дыр - через обновленное, переосмысленное его понимание, но это и прямое обращение к "золотому веку" отечественной культуры. Картины Касаткина ."несут сквозь время как через пространство" (А. Городницкий), материализуя мечты философов о "вечном возвращении" времени и пространства, в том числе и пространства культуры. В поисках мотива он снова и снова приходит на одно и то же место - это есть условно взятая точка, точка отсчета земли в той же степени, в какой "Черный квадрат" Малевича есть точка отсчета искусства.
С удивительной органичностью посреди касаткинских пейзажей проявляются образы Васильева и Шишкина. Хрестоматийные лебеди Рылова улетают со смоленских лугов через "голубые просторы" Севера в абсолютно белое пространство - то ли всеобщей образной памяти, то ли метафизического Зареалья. Это отнюдь не "игры постмодернизма". Если множество сочиненных образов реальности на самом деле затмевают, загораживают реальное пространство, то Касаткин при помощи заимствованных изображений парадоксально восстанавливает первозданность реальности, порой досочиняя ее утраченную полноту и целостность. Картина "Дождь прошел" (2002) воспроизводит это буквально, манифестируя то, что в ряде других полотен только подразумевалось.
Идеальное, желаемое, условное пространство умозрения борется, противостоит наличному, реальному. Так было всегда, и мы вынуждены прощать художникам розных времен во имя их целей забвение то одного, то другого. Касаткину путем многолетних проб, поисков и свершений удалось обрести "золотую середину". Сущностное в его произведениях подтверждает и укрепляет бытийное, идеал учитывает реалии, дух не стремится в отрыв от почвы, и время не дискретно пространству. Посреди конкретного мотива предстает многокрасочная полифония или гипертекст, и слои пространств и времен, рождаясь, сплетаются в единую картину мира. Нового мира, мира по Николаю Касаткину.
Главная | Каса-тик-тка-ткин | Следы | Следы. Небо | Коллаж "Про коллаж" (к феноменологии коллажа) | Касаткин | Дом Картина | В Пути | Пейзаж нового века | Николай Касаткин | Из тени в свет перелетая | В зазеркалье пространства отражается время | Восторг и рефлексирование | Пейзаж-коллаж | Пространства картины | Пространства картины | Сон на закате или большой трактат об огне | Юбилейное | Превращение пейзажа | Превращение пейзажа | Превращение пейзажа | Возникновение картины | Ловкость рук и третье измерение | Мамины коврики | Радуга в сердце | Переступив порог картины | О Николае Касаткине | Выставка «На Каширке» | Огонь вещей | Палитра радужная, но не радостная | Черты зрелости и мастерства
Дата последнего изменения этого узла 28.01.2006